Главная страница
Регистрация
Регистрация и...
Законодательство
Обжалования
Иностранцам
Советы нелегалам
Справочник
Публикации
Статьи
Книги
Истории из жизни
Разное
О нас
Милиция Горячие телефоны Образцы жалоб Форум
Статьи на тему регистрации
Граждане России второго сорта
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ СВОБОДЫ

В обеспечении прав и свобод человека не может быть исключений, идущих в противоречие с этой абсолютной ценностью - главным достоянием современности, основой гуманизма. Великий французский ученый, мыслитель Алексис Токвиль в свое время однозначно ответил на это, сказав: "Кто ищет в свободе что-либо, кроме нее самой, тот создан для рабства"

Именно поэтому рухнул, разорванный противоречиями и построенный на всеобъемлющей лжи, крупнейший политико-идеологический колосс - Советский союз - тоталитарное государство, которое не справилось с прописанным ему лекарством - свободой. Но до сих пор мы не в состоянии разобраться в том историческом "наследии", которое досталось нам от империи, не способны отличить истинное от фальшивого, от зла.

Одними из таких зол, вопиющими нарушениями элементарных представлений о демократических правах являются существующие система регистрации и паспортный режим в стране и, особенно, в московском регионе. Это не просто рудимент тоталитарного государства, а административная мера юридического закабаления собственных граждан.

Введенные во времена Петра I прописка и паспорт стали основным признаком укрепления абсолютной власти монарха, утверждения в стране жесткого режима надзора за подданными. Во времена расцвета Российской империи и позже, во времена социалистического периода нашей государственности, этот механизм был усовершенствован, стал эффективным средством наблюдения за неблагонадежными гражданами, а вместе с тем - и всем остальными.

Европа еще в начале XIX века осознала, что паспортная система - тормоз развития государства, в первую очередь, экономического процветания страны. В современных цивилизованных странах граждане просто не знают что такое прописка или паспортная система. А удостоверением личности им служат любые документы. Паспорт же в его классическом понимании им необходим только при выезде за границу, как исключение.

ПРАВО, КОТОРОГО НЕТ

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый человек, законно находящийся на территории данного государства, имеет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.

В 1992 году Россия тоже закрепила право свободного передвижения и выбора места жительства. Нынешняя Конституция РФ тоже в ст. 27 утверждает право всех законно находящихся на территории России свободно передвигаться, выбирать место жительства и пребывания. Таким образом, страна привела национальное законодательство в соответствие с международным.

Но реально в России не только не было создано действенного механизма обеспечения этой нормы, но, наоборот, постепенно вводилось положение в корне своем возобновляющее существующую ранее систему прописки, правда, использующую другую фразеологию.

Федеральный Закон РФ от 25 июня 1993 № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" зафиксировал ограничения на действие соответствующей статьи Конституции РФ. Прежде всего, это касается введения регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства "в целях обеспечения необходимых условий для реализации прав и свобод, а также исполнения обязанностей".

Постановление № 713 Правительства РФ от 17 июля 1995 года, утвердившее "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных ", конкретизировало механизм реализации закона. По сути, была реанимирована советская прописка, только под другими названиями: "регистрация по месту жительства" при постоянном проживании, "регистрация по месту пребывания" - при временном.

Ограничительные механизмы "Правил" были усилены Инструкцией, введенной Приказом МВД № 393 от 23 октября 1995 г. Кроме того, с начала 90-х годов во многих регионах России, особенно в Москве и Московской области, были приняты нормативные акты, фактически отменяющие право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства. На деле, регистрация приобрела ограничительный и сугубо разрешительный характер.

МОСКОВСКИЙ ПРОИЗВОЛ

Город федерального значения Москва и Московская область превратили систему регистрацию в квазигражданство, получить которое стало также невозможно, как стать гражданином Швейцарии или США. Столичные "Правила" ограничивают права приезжих и делают их незащищенными во всех отношениях, поощряя практику вымогательства и взяточничества среди работников органов внутренних дел. Это целенаправленная политика, направленная на насильное выдавливание всех приезжих из столицы, прикрытая "искренней" заботой о коренных москвичах. Последнее заблуждение - самый отвратительный миф 90-х годов.

Более того, распространяется заведомо ложная информация о том, что большая часть преступлений в Москве совершается иногородними - гостями столицы. Данные Прокуратуры г. Москвы за 1998 год говорят об обратном: 87% раскрытых преступлений в Москве совершено гражданами России, из них 76% - жителями Москвы и Московской области. Режим регистрации, какой бы строгий он не был, мало эффективен против настоящих террористов, которые легко преодолевают подобные преграды.

Кроме того, столичные СМИ широко распространяют настроения типа: "Москва - для москвичей", "Это - мой город". Тревожным представляется тот факт, что подобная пропаганда достаточно успешна: большинство коренных жителей поддерживают действия столичных властей. Это связано с убеждением в то, что если город открыть, сюда хлынет поток приезжих, который чуть ли не удвоит численность населения, обрушит рынок труда и систему социального обеспечения. Но даже поверхностное рассмотрение этой проблемы говорит об обратном: и городу, и значительной части местного населения приезжие приносят выгоду.

Расхождения между федеральным законодательством и московскими нормативными актами в сфере регистрации очевидны. Постановлением Конституционного суда от 2 февраля 1998 г. были признаны неконституционными ограничения для регистрации граждан РФ по месту пребывания на время (продолжительность) и на санитарные нормы жилплощади. Новый, чуть усовершенствованный вариант "Правил" все же был принят. Однако механизм регистрации граждан, приехавших в столицу на срок более трех дней, остается сложным и громоздким, оставляет широкий простор для злоупотребления со стороны чиновников и работников милиции. По заявлению начальника паспортного стола ГУВД Москвы М. Серова, регистрация в Москве после принятия в мае 1999 года новых "Правил" больше не носит разрешительного характера. Однако достаточно проанализировать процедуру постановки на регистрационный учет, чтобы осознать степень "уведомительного" характера подобной процедуры.

Итак, все начинается с представления документов. Но граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, в Москву на срок свыше 3-х дней обязаны в трехдневный срок обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить колоссальный по объему пакет документов. Общеизвестно, что данные документы проблематично собрать за три дня, учитывая количество необходимых инстанций и беспрецедентные очереди в них.

Несмотря на подробность, "Правила" можно трактовать довольно широко заинтересованным лицам. Это приводит к откровенным нарушениям закона. Например, вряд ли в Москве существуют законодательные положения, требующие предъявлять сотрудникам правоохранительных органов билеты, подтверждающие время прибытия и отбытия в столицу, или получать разрешающую визу участкового инспектора, которую опять же требуют чиновники в форме.

Процедура регистрации настолько сложна и запутана, что желающему получить ее бывает зачастую непросто собрать и представить все необходимые документы, а занимающемуся регистрацией должностному лицу, при желании, нетрудно к чему-нибудь придраться и ответить отказом.

"Правилами" вводится ряд условий и ограничений для постановки на регистрационный учет. Например, такое условие, как наличие родственников. Только близкие родственники москвичей могут быть зарегистрированы по месту пребывания на срок свыше 6 месяцев без заключения договора поднайма и без учета нормы жилой площади; только родственники могут быть вселены (зарегистрированы по месту жительства) к москвичам, занимающим государственную либо муниципальную жилую площадь, или в жилье, находящееся в частной собственности.

Действующая система московских нормативных актов ставит в зависимость от наличия регистрации осуществление права на труд, на образование и медицинское обслуживание, гарантированные Конституцией РФ.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В СТОЛИЦЕ

Столичная милиция в качестве одной из основных своих задач называет "контроль над соблюдением паспортного режима", который включает в себя постоянные проверки личных документов у физических лиц и проверки жилого фонда, где могут размещаться незарегистрированные. В реальности, контроль над соблюдением режима регистрации носит избирательный, субъективный характер: проверкам документов преимущественно подвергаются те, в ком можно подозревать приезжих. Несомненным стимулом для подобных проверок является возможность получения "отступных" у задержанных, или, проще говоря, - вымогательство.

Чаще всего подозревают так называемых "лиц кавказской национальности". Московские нормативные акты ущемляют права всех граждан, прибывающих в столицу, но наиболее уязвимыми группами населения являются жители стран СНГ, беженцы и вынужденные переселенцы. Ведь система регистрации в Москве проводит дискриминацию по признаку гражданства: для жителей СНГ (кроме ближайших родственников жителей Москвы и области) открыто установлен разрешительный режим регистрации по месту жительства, разрешения выдаются (либо не выдаются) по усмотрению Комиссии по жилищным вопросам и регистрации граждан при Правительстве Москвы.

Нередко обратившиеся за получением регистрации или ее продлением в Москве и Московской области представители народов Северного Кавказа и Закавказья, в особенности чеченцы, сталкиваются с необоснованными отказами. Порой в паспортных службах им прямо говорят: "чеченцев не регистрируем". Это грубейшим образом задевает национальное достоинство граждан, унижает их. Это прямая расовая дискриминация.

Между тем, Конституция в Российской Федерации, не говоря уже об Уголовном кодексе, который еще и наказание за это предусматривает, "запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - ДОХОДНАЯ СТАТЬЯ БЮДЖЕТА МОСКВЫ

Но главный вопрос: какую выгоду московские власти из всего этого извлекают? Оказывается - немалую. Регистрация - "золотая" жила для бюрократии города, и потерять ее чиновники, в чьих руках концентрируется весь полулегальный доход, естественно не хотят.

Сохранение системы регистрации в нынешнем виде экономически выгодно московским властям, не говоря уже о пресловутых фирмах-посредниках. Получение регистрации в жилом помещении, находящимся на праве собственности может обойтись в приличную сумму, учитывая размер госпошлины, стоимость справки из бюро технической инвентаризации о подтверждении права собственности хозяина сдаваемой в наем жилплощади, нотариального удостоверения договора аренды и "вознаграждения" за письменное согласие наймодателя. Нет сомнения, что не всем пребывающим в Москву это по карману. Получается, что вопрос уже стоит в плоскости имущественного ценза.

Это легализованный финансовый рэкет на государственном уровне.

Чем же грозит отсутствие такого недешевого удовольствия как регистрация? Все те же "Правила" устанавливают штраф за пребывание в столице свыше 3 суток без регистрации. Однако очень часто все заканчивается полюбовными договоренностями с бдительными сотрудниками органов внутренних дел.

Чтобы "помочь" с оформление постоянной регистрации в Москве фирмы-посредники устанавливают таксу в размере 800-1200 долларов США. С рекламными объявлениями соответствующего содержания можно ознакомиться в периодической печати и интернете.

Доходит до абсурда: "помощь" в получении российского гражданства обойдется просителю "всего" в 300-400 долларов США. Т.е. получается, что московская регистрация ценнее российского гражданства. Современная система регистрации превратила Москву в "государство в государстве". Нигде в мире столичная прописка не подменяет гражданство. Ни одно государство в мире не унижает таким образом своих граждан, как это происходит в России, где привилегированная прописка обозначает, по сути, внутреннее гражданство, сословие избранных. Каждый гражданин Америки в любом провинциальном городке является сначала гражданином США, независимо от того, к кому и с какой целью он приехал в Вашингтон. Гражданин же России, имея российский паспорт, понимает, что он в Москве никто, если в паспорте нет соответствующей пометки. Государство, не признающее собственного гражданства, не поддерживающего его престиж и равенство на всей территории страны - нонсенс. Иногородний здесь - иностранец, человека второго сорта, чужой.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ РОССИИ

Москва - сердце России давно превратилась в зону гуманитарного риска, пространство тотального нарушения неотъемлемых прав человека. Этот правовой произвол на пороге XXI века отбрасывает наше государство к временам крепостного права, заставляет отвернуться от него цивилизованные страны. Это - верный путь к самоизоляции.

Не говоря уже о том, что подобный сепаратизм, деление на своих и чужих, на равных и более равных никогда не приводил и не приведет ни к чему кроме гражданской ненависти в обществе. Куда более красноречиво последнее обстоятельство подтверждают результаты выборов 1999 года в Государственную Думу и провал избирательного блока ОВР, лицо которого определял московский градоначальник. До каких же пор Москва будет сохранять репутацию города с крайне неблагополучным положением в области соблюдения прав человека?

Ограничение права на свободу передвижения и выбор места жительства посредством института регистрации, "паспортный режим" и милицейский контроль за его соблюдением, произвол со стороны правоохранительных органов - незаконные задержания, насилие, угрозы выдворения из города, вымогательство денег, разные формы дискриминация по этническому признаку, нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев. Что дальше?

А дальше - больше. 25 октября 2000 г. Советом Федерации отклонен, принятый 20 июня Государственной Думой Кодекс РФ об административных правонарушениях. Этот документ перечеркивает Конституцию РФ. В частности, ст.19.15 кодекса запрещает проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Т.е. без бумажки теперь даже на улицу выйти будет нельзя.

Неужели россияне не в состоянии сами решить, где им жить, а, тем более, куда и как перемещаться. Или нас как в известном стихотворении А.С. Пушкина "должно резать или стричь"? Когда в России перестанут пасти собственный народ?!

ВРЕМЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИШЛО ДАВНО

В августе текущего года как депутат Государственной Думы я обратился в органы государственной власти, в чьем ведении находится решение вопросов о регистрации, для получения официальной информации о соблюдении прав человека в этой области. Поводом к этому послужило большое количество писем и обращений со стороны российских граждан, столкнувшихся с беззаконием в столице.

8 августа 2000 г. мною были направлены депутатские запросы мэру Москвы и председателю Московской городской Думы "О приведении нормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих порядок регистрации и учета граждан по месту их пребывания и по месту жительства, в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права". Ответ был получен не сразу - через два месяца (закон устанавливает две недели). Ю. Лужков и председатель комиссии по законности и безопасности Мосгордумы О. Бочаров очень пространно мотивировали свою позицию. Господин Лужков, сослался на ст.72 Конституции РФ, согласно пункту "д" которой, защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении РФ и субъектов РФ. Действительно, защита прав, но никак не ограничение. Учитывая последние заявления московских чиновников о праве региона иметь свое регулирование по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения и данную позицию мэра, напрашивается вывод, что для них важен сам принцип регионального суверенитета и независимости, но никак ни права человека.

Лужков сообщает, что положения московского законодательства соответствуют федеральному, а имеющиеся разногласия были своевременно устранены. Правда, 3 ноября 2000 г. Верховный Суд РФ признал незаконной перерегистрацию, проведенную московскими властями осенью прошлого года со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Не секрет, что главными субъектами, отвечающими за приведение регионального законодательства в соответствии с федеральным на всей территории РФ сейчас являются полпреды Президента. И в ответе на мой запрос полпреду в Центральном федеральном округе, аппарат Г. Полтавченко дипломатично сообщал, что уже существует график устранения имеющихся правовых коллизий, согласованный регионами округа с федеральным центром.

В начале же своей деятельности господин Полтавченко грозил уголовной ответственностью за несоблюдение решения Конституционного суда от 4 апреля 1996 года о незаконности разрешительного характера прописки. А ведь решения Конституционного Суда РФ подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.

Поэтому, единственным позитивным ответом, разъяснившим истинное состояние дел в Москве в отношении регистрации, стало письмо секретариата Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2000 г. В нем детально было указано на главные антиконституционные положения в московским законодательстве, а также высказана озабоченность существующим положением, при котором сам суд не в праве требовать исполнения своих решений. Пробел, которым умело пользуются московские и другие региональные власти. В письме была высказан призыв о помощи для разрешения существующего положения.

Поэтому, лично для меня это является гражданским долгом сделать все зависящее для претворения в жизнь решений главного суда России, для противодействия грубому нарушению законности в московском регионе. Мы уже готовы к более решительным действиям в данной сфере. Мною и рядом коллег-депутатов подготовлены соответствующие документы, которые эффективно наведут конституционный порядок в системе регистрации в Москве.
Владимир Семенов
Все статьи
Для справки
Статья 2 Конституции
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
nelegal.ru © 2000-2009 Все права защищены.   При использовании материалов сайта ссылка обязательна.