winkoimacdos
english
Статьи
ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
Андрей Семенов
МГЮА

Мало кто в Москве не видел картины: бравый милиционер стоит в потоке толпы (например, в метро) и зорким взглядом выслеживает злодеев. Наконец, глаза его выхватывают из толпы жертву; жертва, поняв, что попалась, покорно лезет в карман. Бравый милиционер придирчиво берет в руки паспорт, внимательно изучает первую страничку (соответствует ли лицу кавказской национальности, стоящему перед ним, ФИО кавказской национальности в паспорте), вторую (соответствует ли лицу кавказской национальности, стоящему перед ним, национальность кавказской национальности в паспорте), третью (соответствует ли лицу кавказской национальности, стоящему перед ним, лицо кавказской национальности на фотографии в паспорте), страничку номер четырнадцать.

Страничка номер четырнадцать ему наиболее симпатична, так как именно на основе того, что там написано, ему предстоит решить: со вздохом ли вернуть паспортину или же отметить себе раскрытие еще одного страшного преступления, i.e. чудовищную попытку гражданина (человека, "каждого") осуществить свои конституционные права на свободу передвижения┘

Надо признать, работе бравого российского милиционера не позавидуешь. И не надо стесняться перенимать опыт прогрессивных режимов. Помнится, в Варшавском гетто евреи обязаны были носить желтую звезду на груди, так бравым немецким полицейским легче было отличить человека, хоть какое-то право имеющего, от, так скажем, не совсем человека.

Сразу хочу оправдаться от обвинений в дикости сравнения. Наоборот, дико смотрится право наших бравых милиционеров проверять паспорта на улице у людей. В Нидерландах, было дело, тоже проверяли документы, тоже на улицах. Полицейские. В 1940 - 1944 годах. Немецкие полицейские. И оккупационные войска. Ни до этого, ни тем более после до такого додуматься власти просто не могли; и это несмотря на отсутствие границ, легализованные наркоманию и проституцию.

Усиленный паспортный режим, скажут некоторые. Криминогенная обстановка. Особый ("Новый" ли?) порядок. Что самое главное - временный. На основании распоряжения Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. (Сразу оговорюсь. Дело не только в Юрии Михайловиче. Не у него одного такой особенький порядочек. Но, не отнимешь, в Москве этот порядок один из наиболее жестких, да и на столицу внимание обращают пристальнее.)

Что-то непохоже распоряжение Мэра Москвы на федеральный закон, издание которого - это единственный путь для правомерного ограничения прав и свобод граждан. Непонятно, на каком основании бравый российский милиционер останавливает граждан на улице. Самого меня пару раз останавливали, чем вынуждали прочитать им маленькую лекцию о правах милиции. А какие они, права? чем урегулированы? Читаем Закон Российской Федерации "О милиции" (от 18 апреля 1991 года с немногочисленными изменениями). Пункт 2 статьи 11 его ("Права милиции") гласит, что "милиции для осуществления возложенных на нее обязанностей предоставляется право: ┘проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения┘"

Получается, что если вас на улице останавливает милиция и просит предъявить документы, значит - у них есть "достаточные основания подозревать"? И на каких фактах основывается это подозрение? Ну ладно - "лица кавказской национальности", их у нас давно уже причислили поголовно к преступникам (а также и тех, кто имел несчастье родиться смуглым брюнетом). Слышал я как-то, как некий гражданин, пытаясь корчить доброжелательно-заискивающее лицо, оправдывался перед человеком в форме: "Да русский я, русский!" А милиционер, проверив, не врет ли гражданин, и смягчившись, отвечал: "Ты ни как на Канарах отдыхал!.."). Ладно - в каждом неарийце надо видеть потенциального врага┘ Но я-то, вроде бы, и внешность имею средне-позволенную, и выражение лица нейтральное, и оружия не ношу, к уголовной ответственности не привлекался, родственников за границей не имею, на оккупированной территории не проживал, даже в партии не состоял. Что во мне видит милиция преступного (или хотя бы наказуемого административно)? Но не пройдет враг, даже скрыв свою личину под маской добропорядочного гражданина.

Интересно, готов ли каждый конкретный милиционер обстоятельно объяснить свои подозрения в отношении каждого конкретного гражданина, чьими документами он интересуется? И если нет, то готов ли отвечать за свои действия перед судом? (Ведь он подозревает меня публично; спешащий прохожий видит, как меня подозревают, но, уйдя, не видит, как подозрения рассеиваются и милиционер, бывает, даже извиняется.)

----------------------------------------------------------

Я не верю в эффективность таких проверок с точки зрения выявления преступников. Уж преступник-то точно имеет паспорт с правильной национальностью, правильным местом рождения и правильной пропиской. При нашей самой прогрессивной в мире коррупции органов паспорт и любую другую требуемую бумажку купить не проблема.

----------------------------------------------------------

Зато очень хорошо прослеживается коммерческая цепочка. Региональная власть - паспортный стол ОВД - уличный милиционер. Региональная власть издает маловразумительные распоряжения. Паспортный стол отделения внутренних дел с маловразумительными объяснениями отказывает в регистрации приезжим и получает неплохую прибавку к должностному окладу в виде взяток, когда регистрацию все-таки оформляет (не более чем на шесть месяцев, а лучше - месяца на полтора, чтоб поток клиентов не иссякал). А тех граждан, которые наивно полагают, что давать взятки нехорошо, окончательно обрабатывает милиция, доставляя их куда надо до выяснения личности, а также для уплаты взятки (если человек осознает свою ошибку), а для тех, кто так ничего и не понял, - привлечение к "ответственности" за несоблюдение паспортного режима (п. 25 Временного положения Юрия Михайловича, до трех МРОТ, возможное выдворение к месту постоянного проживания и задержание до момента выдворения).

Как же обязаны действовать наши власти и как обязаны действовать мы, каковы наши права?

У нас есть Конституция, и ее 27-я статья дает право каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничить это право (ст. 53) возможно только с помощью федерального закона, и то только в определенных сей же статьей целях. Закон, имеющий силу федерального, тоже есть. Это Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (от 25 июня 1993 г.), который и дал некоторые основания ограничений этого права: приграничная полоса, ЗАТО, зоны карантина и др. Однако непосредственно ограничения должны быть установлены специальными законами (например, о ЗАТО, о Государственной границе и т.д.). Несложно сделать вывод, что в Москве и на подавляющей части остальной ни одно из этих оснований не имеет места.

Закон, декларируя все эти свободы, обязывает вместе с этим всех граждан, прибывающих на новое место, зарегистрироваться в органах регистрационного учета, коим является милиция. Порядок регистрации должен регулироваться постановлением правительства. Правительство 17 июля 1995 г. утвердило Правила регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства граждан Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, а 12 марта 1997 года - Постановление о распространении указанных Правил на "граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии".

Правила первоначально содержали пункты 10, 12 и 21. Пункт 10 устанавливал, что временная регистрация не может превышать шесть месяцев, пункт 12 устанавливал основания для отказа в регистрации по месту пребывания, а пункт 21 - по месту жительства. 2 февраля 1998 года Конституционный Суд своим постановлением признал эти три пункта противоречащими Конституции Российской Федерации, а потому не действующими, в части, устанавливающей такие ограничения. Исходя из мотивировочной части указанного Постановления, теперь орган регистрационного учета граждан просто не имеет законной возможности отказать в регистрации, i.e. должен сделать это в отношении каждого обратившегося. Не имеет значения срок, на который человек хочет временно зарегистрироваться, т.н. "социальная норма" жилья, приходящаяся на человека в конкретном жилом помещении, наличие или отсутствие согласия каких бы то ни было лиц; более того, органы вообще не имеют права каким бы то ни было способом контролировать достоверность предоставляемых документов, так как "иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений" (п. 7 Постановления). Органы имеют возможность лишь зарегистрировать акт свободного волеизъявления гражданина.

Для регистрации гражданину требуется обратиться к лицу, ответственному за регистрацию, с тремя документами, i.e. собственнику жилого помещения или его представителю (гражданин-собственник, должностное лицо организации жилищно-коммунального хозяйства и т.д.) с несколькими бумагами. Для регистрации по месту пребывания это: заявление о регистрации (форма которого предоставляется органами), документ, свидетельствующий о правомерности заселения в данное жилое помещение, и документ, удостоверяющий личность, а для регистрации по месту жительства - еще уплатить небольшую госпошлину (в размере 1% МРОТ, как определяет Закон о государственной пошлине, что составляет сейчас 1 рубль!) и представить документ об отношении к военной службе (для военнообязанных). Лицо, ответственное за регистрацию, передает указанные документы в орган регистрационного учета, а последний в течение трех суток обязан зарегистрировать каждого и выдать соответствующий документ (поставить штампик в паспорте). В реальности же, даже после Постановления Конституционного Суда, проблем не убавилось. Региональные власти наиздавали собственных актов, de facto отменяющих статью 27 Конституции. Причем постановление Правительств Москвы и Московской области об утверждении Правил регистрации и т.д. начинается словами: "В целях приведения в соответствие с Постановлением Конституционного Суда ┘ Правил регистрации ┘ в Москве и Московской области", а в тексте Правил почти дословно повторяется текст неконституционных пунктов федеральных Правил - наиоткровеннейший цинизм! Власти, естественно, руководствуются тем, что удобнее, а не тем, что законнее.

Бороться, однако, можно. Суды достаточно последовательно встают на сторону Закона. Просто надо жестко доказывать в суде такие очевидные, казалось бы, вещи, как верховенство Конституции, некомпетентность субъектов Федерации в регулировании прав и свобод человека, приоритет федерального законодательства над региональным. Осенью 2000-го подобное дело выиграл и я. Два гражданина хотели зарегистрироваться в муниципальной квартире, причем споткнулись они еще на должностном лице органа жилищно-коммунального хозяйства. Местный замначальника ОВД мне прямо заявил, что они "хозяева в городе" (дело было в подмосковном городке), а потому "сами будут решать, кому можно жить в городе, а кому - нет". Дело было мной как представителем заявителей выиграно, но обжаловано в Областной суд; посему складывается дикая ситуация: граждане, хотевшие зарегистрироваться (временно) уже несколько месяцев как уехали (процесс начался в сентябре), кассационная жалоба еще не рассмотрена, и когда решение суда вступит в силу (а я уверен, что и вторая инстанция встанет на мою сторону), решение это будет уже никому не нужным. Разве что еще один положительный прецедент.

----------------------------------------------------------

В общем, если быть твердым и уверенным, взяток не давать, не лениться и не бояться суда, то власти можно поставить на место.

----------------------------------------------------------

В противном случае лично мне будет стыдно (да и уже стыдно) за свою страну. Вся Европа и весь цивилизованный мир границы отменяют, паспорта на улице не проверяют и уж во всяком случае в своей стране позволяют жить там, где человек хочет, а не где разрешит чиновник.

Ведь чем отличается позорная прописка от уведомительной регистрации? При разрешительной прописке, человек приходит к должностному дяденьке и просит: разрешите мне здесь жить. А дяденька еще подумает, можно или нельзя. При уведомительной регистрации этому должностному дяденьке то же самое сообщается без вопросительной интонации, а дяденька, взяв под козырек, должен рапортовать: "Есть!" и выдать требуемую бумажку┘ Без всякой справки, что ты не верблюд.

Но об этом можно только мечтать?

http://akzia.ru/npaper/right/tema/ourights/33/

РАЗДЕЛЫ
О нас
Статьи
Советы нелегалам
Вопросы и ответы
Юридические вопросы
Хроника террора
История прописки
Как с пропиской "за бугром"?
Как купить прописку в Москве?
Юмор
Форум
Нам пишут
Ссылки
English
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Московская хельсинкская группа: 207-0178 (10:00-18:00), 208-1572 (18:00-21:00)
"Гражданское содействие": 973-5474
"Общероссийское движение за права человека": 291-7011
"Московская альтернатива": 201-86-03, круглосуточно.
Управление собственной безопасности МВД РФ: 200-4703; 200-2617; 222-4135
Управление собственной безопасности ГУВД г.Москвы: 200-9866; 200-8548; 200-8936; 200-8472

ПОИСК

ИЗБРАННОЕ
КАРИКАТУРА ДНЯ

Нажми!
Сделайте детям новогодний подарок!


 

 

Наша кнопка:

 





[an error occurred while processing this directive]