winkoimacdos
english
Нелегалы Москвы
ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.1999- ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА
  2. ПОНЯТИЕ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
  3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРЦИИ
  4. РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН В МОСКВЕ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ
  5. РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН В МОСКВЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
    • Договор социального найма жилого помещения.
    • Вселение в жилые помещения, находящиеся в частной собственности.
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА

На мой взгляд, уже сама тема моего доклада привлекает к себе внимание, причем не только людей, знакомых с юриспруденцией, но и тех, кто не имеет к ней никакого отношения. Регистрация в Москве стала притчей во языцах не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Безусловно, это реальная, практическая проблема. Причем, проблема эта не только - а может быть и не столько - правовая (хотя, безусловно, юридический ее аспект стоит далеко не на последнем месте), но и политическая и в определенной мере нравственная. Сквозь призму обсуждения данного вопроса можно увидеть новую Россию или ту Россию, которой ее пытаются сделать определенные круги. Возможно, кто-то отстранится от обсуждения затронутой мною темы, скажет, что Москва далеко, и это его вообще не касается. Но дело здесь даже не столько в самой Москве, а в том, что на ее примере мы можем представить себе свое будущее, то, к чему мы вскоре придем, если отстранимся от этой проблемы, если не отбросим излюбленный принцип "моя хата с краю". Конечно, в связи с тем, что данная работа является докладом по праву, я прежде всего буду исследовать поставленные вопросы с правовой точки зрения, а затем уже с политической, исторической и нравственной.

ПОНЯТИЕ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.

Согласно ст. 15 К РФ, К РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из данного положения, статьи Всеобщей Декларации прав человека распространяют свое действие и на РФ.В ст. 2 Всеобщей Декларации сказано, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

К РФ в свою очередь в ч. 2 ст. 19 закрепила аналогичный постулат. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы. Национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. И в том и в другом случае перечень обстоятельств, которые не влияют на объем прав и свобод человека и гражданина, не является исчерпывающим. Это естественно, т.к. невозможно привести полностью все до единого признаки различия между людьми, которые могли бы быть положены в основу ограничения прав одного по сравнению с другим.

Далее в моей работе я отражу факты и покажу примеры явного нарушения данных норм, когда пресловутая Регистрация как раз-таки и становится тем самым признаком, по которому все граждане РФ делятся на 2 лагеря: тех, кто имеет возможность реализовать свои конституционные права и свободы, и тех, кто такой возможности лишен.

Итак, в своей работе я непосредственно касаюсь права граждан на передвижение и выбор места жительства, а соответственно затрагиваю и все проблемы, связанные с его реализацией. Ст. 13 Всеобщей Декларации гласит, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.Ст. 27 К РФ развивает данное положение применительно к нашему государству: Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В развитие данной нормы 25.06.1993 был принят Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". ( далее Закон).17.07.1995 Правительством РФ было принято Постановление # 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за регистрацию". (далее Постановление # 713).23.10.1995 Министерством внутренних дел РФ был издан Приказ # 393 "Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ" (далее Приказ # 393).

Таким образом, это основная законодательная база, которая призвана регулировать вопросы регистрации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. (ст.1 Закона)

Для уяснения понятий и терминов, Закон в ст.2 дает их расшифровку:

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства
- жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРЦИИ

Согласно ст.65 Конституции РФ, Москва - город федерального значения, т.е. субъект РФ. Следовательно, согласно ст. 72 в совместном ведении РФ и Москвы (как субъекта РФ) находятся вопросы по разным областям деятельности.Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (далее - предмет совместного ведения) - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации. В частности,

  • обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов Москвы Конституции РФ
  • защита прав и свобод человека и гражданина
  • защита прав национальных меньшинств
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности

На основе данных положений Конституции 24 июня 1999 года Государственная Дума РФ приняла ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"В данном Законе сказано, что не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, заключены договоры, соглашения, если принятие (заключение) указанных актов ведет к изменению конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской Федерации

То есть прямо оговаривается общий принцип иерархичности построения системы закронодательства: Конституция - Основной Закон государства, за ним по силе - федеральные конституционные и федеральные законы, затем законы субъектов РФ и т.д. Каждый последующий блок нормативно-правовых актов не должен противоречит предыдущему. В случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, действуют положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Учитывая все вышеуказанные положения, Правительство Москвы и Правительство Московской Области 30.03.1999 принимают Постановление # 241-28 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области". (далее Постановление # 241-28).В Московских СМИ много писалось о том, что данное Постановление явилось практически прорывом в правовой сфере в Москве, т.к. существовавшие до него акты противоречили всему, чему только можно было противоречить и делали человека практически бесправным. Но опять же указывалось, что прорыв данный относителен, т.к. все равно права человека и гражданина нарушаются этим Постановлением вслед за Постановлением Правительства РФ #713, да и за самим Законом, провозглашающим регистрационный учет граждан, а фактически оставляющим пресловутую прописку советских времен. Тем не менее, это уже другая проблема - конституционность существования режима регистрации вообще, которую в данной работе я не стану затрагивать. Здесь я постараюсь проанализировать возникающие в этом вопросе в Москве проблемы и коллизии, явно отличающие Москву от всех других городов и субъектов РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН В МОСКВЕ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ

Постановлением КС от 2.02.1999 "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 Г. N 713 пункт 10 Правил, был признан не соответствующим Конституции РФ.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на срок до 6 месяцев.
В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием зарегистрированных по месту пребывания граждан или их родственников, а также при возникновении иных обстоятельств, не позволяющих гражданину покинуть место пребывания, срок пребывания может быть продлен органом регистрационного учета на необходимое для этого время в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил.

Губернатор Нижегородской области, заявитель, обратившийся в КС РФ, полагал, что пункт 10, Правил не соответствует Конституции РФ.

По мнению заявителя, оспариваемые им правовые нормы ограничивают закрепленное статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства и вступают в противоречие со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом, поскольку они выходят за пределы ограничений, установленных Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 10 Правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок не более шести месяцев, и лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен органом регистрационного учета. Тем самым срок временного пребывания поставлен в зависимость не от волеизъявления гражданина, а от усмотрения органов регистрационного учета (органов внутренних дел или местной администрации). Его введение не может быть оправдано и ссылкой на статью 680 ГК Российской Федерации, поскольку, закрепляя шестимесячный срок временного проживания, она определяет правовой статус только временных жильцов по договору найма, и, кроме того, в ГК Российской Федерации наряду с этим предусмотрены и более длительные сроки для таких договоров.

Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства.

Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания. При этом, по смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания. Ю.М. Лужков и А.С. Тяжлов в целях приведения в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26.12.95 N 1030-43 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Москвы и Правительства Московской области от 17.12.96 N 979-42 и от 06.05.97 N 323-28), постановляют утвердить новые Правила регистрации в Москве и Московской области (30.03.1999). В п.2.3 данных Правил (от 30.03.1999) говорится:

Оформление регистрации граждан по месту пребывания производится в общем порядке на период временного проживания, обусловленном в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации формой собственности на жилое помещение и условиями его предоставления.При иных обстоятельствах регистрация по месту пребывания производится на период: учебы, трудовой деятельности, регламентируемой Правительством Москвы или Правительством Московской области, командировки, лечения, военной службы по контракту, творческой и научной деятельности по контракту.

Что понимать под периодом временного проживания в данном случае? Как ОВД будут регистрировать граждан?На практике регистрация происходит в том же порядке, что и происходила до этого, т.е. на шесть месяцев. Теперь у граждан появилась возможность в суде оспорить подобного рода решение соответствующего органа. Но практически сделать это не просто затруднительно, а почти невозможно для большинства из нас. Что означает на период временного проживания?

Если гражданин сам не знает, сколько ему предстоить пробыть в Москве, вполне возможно данный период обусловлен какими-то обстоятельствами, которые должны или могут возникнуть в будущем? Не менее интересна и вторая часть данного предложения: ┘ в порядке, обусловленном в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации формой собственности на жилое помещение и условиями его предоставления.За столь трудно усвояемой фразой кроется (при изучении дальнейших, расшифровывающих ее положений) следующее:

  1. вполне вероятно, что это все та же завуалированная ссылка на ст. 680 ГК РФ, которая якобы устанавливает предельный срок для регистрации по месту пребывания (КС в Постановлении от 2.02.1998 прямо указал на необоснованность подобных выводов).
В Приложении #2 к Постановлению #241-28 от 30.03.1999 "Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве и Московской области, предоставляемых жилищными органами в органы регистрационного учета" в п.1 последнем абзаце указано
  • период временного вселения граждан на жилую площадь наймодателя определяется в соответствии с ГК РФ
  1. в этом же Приложении в п.1, абзаце 3 указан один из документов (оснований для вселения) :
  • заявление лица, предоставившего жилую площадь с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ними проживающих, о регистрации родственников

Ни в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства #713 17.07.1995, ни в ГК РФ, ни в ЖК РСФСР нет указания на возможность разрешения нанимателем временного проживания в нанимаемом им помещении только своим родственникам.Ст. 680 ГК РФ указывает:Наниматель и граждане, постоянно с ним проживающие, по общему согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в жилом помещении временным жильцам (пользователям).

Ст.54 ЖК РСФСР:Наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.Т.о. московские власти, причем даже не законодатели, по своему усмотрению используют ограничительное толкование установленных законодателем норм на федеральном уровне. В итоге данное толкование выливается в незаконное ограничение прав человека, установленных Конституцией и Федеральным законодательством Причем, Постановлением КС РФ от 25.04.1995 # 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" содержащееся в ст.54 положение об "установленном порядке" как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки не соответствующими конституции РФ.

  1. Последний абзац (о котором я уже упоминала) в п.1 рассматриваемого Приложения не менее интересен:
Период временного вселения граждан на жилую площадь наймодателя определяется в соответствии с ГК РФ. При временном вселении граждан в жилые помещения размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего с учетом вселяемых, должен соответствовать санитарной норме проживания в общежитии.

Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.88 #328 (ред.23.07.93) были утверждены Примерные Положения об общежитиях, в которых санитарная норма проживания устанавливается в размере 6 метров в квадрате. Но данная норма устанавливается именно для общежитий и в других актах (вышеуказанных) не приводятся.Возникает вопрос, в связи с чем и на каком основании, за точку отсчета берется данная норма и на какие жилые помещения она распространяется? (Согласно ст. 38 ЖК РСФСР, норма жилой площади устанавливается в размере 12 квадратных метров на человека).

К тому же нет никакого указания на то, какие жилые помещения распространяется данная норма (находящиеся в частной собственности, муниципальной или государственной, на праве хозяйственного ведения и управления). Норма, установленная ЖК РФ относится к жилым помещениям, которые предоставляются гражданам по договору найма т.н. социального использования. ГК РФ помимо данного договора вводится договор коммерческого найма жилого помещения, а также К РФ и ГК РФ предусматривают частную собственность на жилые помещения. П. 1 Правил от 30.03.1999 распространяет положение о норме на жилую площадь на все правовые режимы имущества, что противоречит ГК РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН В МОСКВЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Договор социального найма жилого помещения.

Наем жилья - традиционный институт ГК. Но, в связи с принятием К РФ, ГК РФ и некоторых других актов, прежние положения о найме жилья и аренде были существенно изменены. В настоящее время ГК РФ выделил договор аренды как отдельный институт, причем договор аренды жилого помещения стал возможен только между юридическими лицами. Договор найма жилого помещения по ГК РФ имеет две разновидности:договор социального найма жилого помещениядоговор коммерческого найма жилого помещения

В гл.35 ГК "Найм жилого помещения" регулируются обе разновидности договора найма, причем в данной главе, в отличие от многих других, не выделяются отдельно общие положения ( хотя они и присутствуют), которые относятся к обеим разновидностям договора найма жилого помещения. Безусловно, это создает определенные трудности.

  1. Во-первых, в абзаце 2 п.2 Приложения #2 к Постановлению Правительства Москвы и Правительства Московской области # 241-28 от 30.03.1999 дается перечень необходимых документов, являющихся основанием для вселения: договор найма, договор социального найма, договор коммерческого найма
  2. Исходя из грамматического толкования, можно предположить, что все вышеперечисленные словосочетания - различные виды договоров.

    Тогда не ясно, какое толкование вложено в каждый их них. Исходя из смысла ГК, а также на основе юридического толкования (мнения ученых), я выше указала, что договор социального найма и договор коммерческого найма - это две разновидности договора найма, который выступает для них в качестве родового понятия. Т.е. толкование, данное в Приложении #2 противоречит содержащемуся в ГК РФ. Договор социального найма регулируется ст. 672 ГК, Законом "Об основах федеральной жилищной политики", ЖК РФ и иными актами. Таким образом все иные подзаконные акты, в т.ч. Правила Регистрации от 30.03.98, в части, содержащей нормы о договоре социального найма, должны соответствовать вышеперечисленным документам.

  3. Во-вторых, В п.2 Приложения #2 к Правилам от 30.03.1999 указано, что одним из документов, являющихся основанием для регистрации по месту жительства на государственную и муниципальную жилую площадь, является письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении родственников
  4. Встает вопрос о родственниках. Вновь круг граждан, на которых распространяется федеральное законодательство, произвольно сужается московскими властями. В частности ст.54 ЖК РФ гласит:Наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.

    Т.о. московские власти, причем даже не законодатели, по своему усмотрению используют ограничительное толкование установленных законодателем норм на федеральном уровне. В итоге данное толкование выливается в незаконное ограничение прав человека, установленных Конституцией и Федеральным законодательством.Причем, Постановлением КС РФ от 25.04.1995 # 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" содержащееся в ст.54 положение об "установленном порядке" как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки признано не соответствующими Конституции РФ.

  5. В-третьих, Последний абзац п.2 Приложения #2 к Правилам от 30.03.1998 гласит:

Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, кроме вселения несовершеннолетних детей, супруга, а также близких родственников (с членами семьи), зарегистрированных по месту жительства в Москве или московской области.

Последние слова - абсолютный нонсенс! Получается, что человеку, которому предоставлено жилье на основе договора социального найма, для вселения в данную квартиру своей семьи, необходимо, чтоб члены семьи уже имели регистрацию в Москве или Московской области.

Допустим, в площадь квартиры такова, что позволяет вселить туда граждан с соблюдением условия о норме жилой площади, тогда вопрос о регистрации в Москве или Московской области снимается, а если площади не хватает. Т.е. возникает ситуация, когда права человека ставятся в зависимость от регистрации, что прямо запрещено Законом " О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". В ст. 19 Конституции РФ закреплено равноправие граждан РФ. Ст.54 ЖК и ст. 679 ГК вообще не указывают в качестве требования на вселение наличие какой бы то ни было регистрации, а Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ" в ст. 3 прямо указывает, что "регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ".Т.О. в п.2 Приложения #2 к Правилам от 30.03.1999 2 из пяти абзацев противоречат законодательству, а один требует толкования.

Вселение в жилые помещения, находящиеся в частной собственности.

П. 3 Приложения #2 к правилам от 30.03.1999 дает перечисление документов, необходимых для регистрации по месту жительства на жилую площадь на праве частой собственности. При этом возникает множество вопросов:

  1. Во-первых, абзац второй к таким документам относит договор аренды (субаренды) при условии, что арендатор занимает изолированное жилое помещение и зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области.
Складывается ощущение, что для Московских властей не существует ГК РФ. Я уже указывала, что с принятием ГК РФ изменилось понятие договора аренды жилых помещений. Согласно п.2. ст. 671 ГК РФ Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Исходя же из абзаца 2 п.3 Приложения #2 к правилам от 30.03.1999, можно сделать вывод, что договору аренды придается то значение, что закреплено в ст.17 Закона " О федеральной жилищной политике" и старом ГК, где различалось 2 договора: аренды и найма жилья, различавшихся по целевому назначению (коммерческому и потребительскому). Но надо учесть, что Законом от 22.12.1995 "О введении в действие части второй ГК РФ" перечисляются акты, утратившие свою силу и не подлежащими применению с введением ч.2 ГК РФ и среди них
    • раздел III "Обязательственное право" Основ гражданского законодательства РСФСР
    • Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989
    • раздел III "Обязательственное право" ГК РСФСР 1964.

Более того, в Законе "О федеральной жилищной политике" в ред. от 21.04.1997 г в ст.17 указано, что данная статья применяется в части, не противоречащей гл.34 ГК РФ. Как же можно истолковать абзац 2 п.3 Приложения #2 к Правилам от 30.03.1999?

В данном случае слова "занимает изолированное жилое помещение" с натяжкой еще поддаются истолкованию - юридическое лицо заключило договор аренды на изолированные жилые помещения, - но слова "и зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области" вообще становятся нонсенсом. Как юридическое лицо может быть зарегистрировано по месту жительства? С другой стороны, если даже допустить, что московские власти понимают договор аренды как договор коммерческого найма жилого помещения (по действующему ГК РФ), то получается, что лицо, заключившее договор коммерческого найма на жилое помещение (арендатор- наниматель ) находящееся в частной собственности, даже с согласия наймодателя (арендодателя) не сможет вселить туда иных лиц, если сам не зарегистрирован в по месту жительства в Москве или Московской области. Но на практике могут иметь место сотни различных ситуаций:

    • допустим, такой наниматель-гражданин (арендатор, по мнению московских властей) зарегистрирован в Москве или Московской области не по месту жительства, а по месту пребывания
    • допустим, такой наниматель-гражданин (арендатор, по мнению московских властей) вообще не зарегистрирован в Москве и Московской области и не проживает там, а заключил договор аренды и желает (с согласия наймодателя) зарегистрировать в данном жилом помещении какое-либо лицо
    • допустим, арендатор-юридическое лицо, арендует жилое помещение для предостовления его в пользование своим служащим (что требуется ГК РФ), как тогда будет решаться вопрос о регистрации в этом жилье данных служащих? Что принимать за регистрацию юридического лица?
Т.о. абзац 2 п.3 Приложения #2 к Правилам от 30.03.1999 не соответствует законодательству, т.к. основано на отмененных нормах, и не поддается толкованию, которое соответствовало бы действующему законодательству.
  1. Во-вторых, для регистрации гражданина по месту жительства необходимо:
  • письменное согласие собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников
Опять самовольно московские власти ограничивают право собственников жилья указанием на то, что последние могут вселить лишь близких родственников. Т.е. человек не может вселить в свою квартиру (принадлежащую ему на праве собственности) тех лиц, которых он хочет туда вселить. Элементарный пример - гражданский брак, когда люди могут фактически иметь полноценную семью (с детьми и пр.), но не являясь супругами, не признаются родственниками. В такой ситуации, исходя из положения о регистрации в Москве и Московской области, они лишены возможности быть зарегистрированными. Опять Регистрация выступает условием реализации прав граждан, что прямо запрещено Законом "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
  • .письменное согласие собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников, зарегистрированных по месту жительства в Москве и Московской области.
В такой ситуации, гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, необходимо соблюсти 3 условия, чтобы реализовать свое право свободного распоряжения своим имуществом:
    • лица, которых он хочет поселить в свою квартиру, должны быть его близкие родственники
    • они должны быть зарегистрированы в Москве или Московской области
    • они должны быть зарегистрированы только по месту жительства
Складывается ситуация, когда собственник квартиры имеет право поселить в свою квартиру настолько ограниченый круг лиц, что вообще можно засомневаться, является ли эта квартира его собственностью, или же собственностью государства, которое и указывает, что и как делать.Вновь и вновь регистрация становится условием реализации прав граждан, закрепленных в Конституции ст.27 (право выбора места пребывания и жительства), ст. 35. (право иметь имущество в частной собственности, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им) и иных законах.
  • в последнем абзаце вновь появляется ссылка на излюбленное положение о норме жилой площади.
Вселение граждан в жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, осуществляется независимо от размера жилой площади. Вселение на жилую площадь собственников жилых помещений других лиц, являющихся нанимателями (пользователями) этой жилой площади, осуществляется с соблюдением требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме вселения несовершеннолетних детей, супруга, а также близких родственников (с членами семьи), зарегистрированных по месту жительства в Москве или Московской области.В данном абзаце интересны 2 пункта:
  • первый - о норме жилой площади, когда речь идет о жилом помещении, находящемся в собственности, на них не распространяется положение о пресловутой норме. Т.е. собственник волен сам распоряжаться своей собственностью и вселить туда кого и сколько он считает нужным.
  • второй - интересен перечень лиц, на которых первое незаконное положение не распространяется. В законодательстве везде делается указание лишь на несовершеннолетних детей, которых можно вселить в жилое помещение без согласия иных проживающих там лиц и без соблюдения законодательства о норме жилой площади. Здесь же дается перечень лиц, с требованием наличия у них Московской регистрации. Т.е. регистрация становится условием осуществления прав граждан, что не соответствует Закону "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
Эта же самая посылка о наличии регистрации встречается и в следующем 5 пункте:При вселении по месту жительства граждан в общежития представляются внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ) с согласия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан, зарегистрированных в Москве или Московской области;
  1. В-третьих, п.6 Постановления почти полностью повторяет п.12 и п. 21 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995, которые были признаны неконституционными постановлением КС РФ от 2.2.1998 # 4-П.

С тем изменением, что в Постановлении Правительства перечисляются основания, по которым гражданину отказывается в регистрации, а Постановлении от 30.03.1999 перечислены те же самые основания, в при наличии которых документы на вселение вообще не рассматриваются. Фактически, документы не рассматриваются заменили словесную форму отказывается, а суть осталась абсолютно той же самой. Пункты 12 и 21 Правил, предусматривающие основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, как следует из их содержания, по существу, предполагают проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам, и т.д.

Однако Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не возлагает такую проверку на органы, производящие регистрацию, и она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации.
Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.

Мотивируя конституционность положений пунктов 12 и 21 Правил, Правительство Российской Федерации ссылается на то, что в их основу положены нормы отраслевого законодательства. Однако нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Семейного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.

Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Причем, в Постановлении КС от2.2.98 прямо указано, что согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с настоящим Постановлением

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткий анализ Правил регистрации в Москве и Московской области от 30.03.1999 позволяет мне сделать определенные выводы:

  1. Прежде всего, Право и Закон в нашем государстве - термины больше политические, нежели юридические, т.к. о них вспоминают лишь в угоду каким-то политическим силам в конкретной ситуации.
  2. Налицо то самое противостояние между федеральной властью и властью субъекта федерации -т.н. "мера силами",- о котором много пишется и в специальной юридической литературе, и в СМИ в целом.
  3. Говорить о верховенстве Закона, естественно, не приходится. Я далека от мысли, что у Лужкова поголовно работают одни непрофессионалы. Отнюдь. Люди, разрабатывающие и подписывающие местные нормативные акты прекрасно осознают, что они делают. Они понимают, что на оспаривание законности и конституционности данных актов необходимо время, силы, возможности, терпение и еще очень многое, чего зачастую т.н. нелегалы просто не имеют. А посему, даже если их творения и будут признаны не соответствующими К РФ и федеральным законам, то это произойдет совсем не скоро, а до тех пор (хотя, как показывает практика, и затем тоже) можно жить по своим собственным "законам".
О какой уж тут правовой культуре в обществе и борьбе с правовым нигилизмом может идти речь!

РАЗДЕЛЫ
О нас
Статьи
Советы нелегалам
Вопросы и ответы
Юридические вопросы
Хроника террора
История прописки
Как с пропиской "за бугром"?
Как купить прописку в Москве?
Юмор
Форум
Нам пишут
Ссылки
English
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Московская хельсинкская группа: 207-0178 (10:00-18:00), 208-1572 (18:00-21:00)
"Гражданское содействие": 973-5474
"Общероссийское движение за права человека": 291-7011
"Московская альтернатива": 201-86-03, круглосуточно.
Управление собственной безопасности МВД РФ: 200-4703; 200-2617; 222-4135
Управление собственной безопасности ГУВД г.Москвы: 200-9866; 200-8548; 200-8936; 200-8472

ПОИСК

ИЗБРАННОЕ
КАРИКАТУРА ДНЯ

Нажми!
Сделайте детям новогодний подарок!


 

 

Наша кнопка:

 





[an error occurred while processing this directive]