Правовое регулирование регистрации в России

25 июня 1993 года Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу пе-редвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон 1993 г.), который отменил существовавшее много лет в России понятие "прописка", а заодно и порядок осуществления этой самой прописки, заменив его простым и демократичным регистрационным учетом.

Для тех, кто уже лично столкнулся с проблемой регистрации в Москве или в Московской области, это утверждение может показаться, мягко говоря, спорным. И тем не менее это так. Закон почти дос-ловно воспроизводит формулировку ст. 27 Конституции Российской Федерации о том, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выби-рать место пребывания и место жительства", закрепляет и гаранти-рует это право.

Закон содержит минимум ограничений и, следуя букве закона, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием для реализации каких бы то ни было прав (см. ч.3 той же ст.3 Закона). Регистрационный учет введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом и носит лишь уведомительный характер. В подтверждение этих слов позволим себе процитировать ряд положений Закона:

- ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос-сийской Федерации допускается только на основании закона (ч. 2 ст. 1 Закона, ч.3 ст.55 Конституции);

- граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Фе-дерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить ос-нованием ограничения или условием реализации прав и свобод граж-дан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в соста-ве Российской Федерации (ч. 2 ст. 3);

- регистрация гражданина по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (ч.1 ст. 5).

Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с ре-гистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больни-це, другом подобном учреждении производится по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения (ч. 2 ст. 5);

В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистраци-онного учета по месту пребывания осуществляются органом регистра-ционного учета в соответствии с правилами, утвержденными Прави-тельством Российской Федерации (ч. 3 ст. 5);

- гражданин Российской Федерации, изменивший место жительст-ва, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъ-являются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия(ч.1 ст. 6).

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражда-нина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию (ч. 2 ст. 6);

- право граждан Российской Федерации на свободу передвиже-ния, выбор места пребывания и места жительства в пределах Рос-сийской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в слу-чае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекци-онных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и ре-жимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положе-ние (ст. 8);

- действия или бездействие государственных или иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юри-дических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи-тельства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоя-щему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредс-твенно в суд (ст. 9).

Таким образом, если вы решили изменить место пребывания или место жительства, то, согласно Закону, обязаны уведомить об этом орган регистрационного учета, который в свою очередь обязан вас зарегистрировать. Оснований отказа в регистрации, строго говоря, в Законе два: непредоставление документов, указанных в ст. 6 За-кона, и ограничения, установленные ст. 8 Закона. И если бы органы внутренних дел руководствовались именно этими нормами, то наша книга просто не понадобилась бы. Однако применению Закона на практике предшествовал этап принятия подзаконных актов, к числу которых в первую очередь относятся:

1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительст-ва в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713;

2) Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Мос-ковской области, утвержденные совместным постановлением Прави-тельства Москвы и Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43;

3) Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граж-дан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребы-вания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ут-вержденная приказом Министра внутренних дел от 23 октября 1995 г. N393.

Хотя разрабатывались все эти документы "во исполнение Зако-на", на деле оказалось, что они противоречат самому его смыслу: ограничивают срок регистрации по месту пребывания, ставят возмож-ность регистрации в зависимость от таких условий, которые в Зако-не не упоминаются (размер жилой площади, согласие определенных лиц и т.д.). В результате возможность регистрации оказалась пос-тавленной в зависимость от такого количества требований, что по сути вновь приобрела разрешительный характер.

Возникшие противоречия не раз становились предметом рассмот-рения Конституционного Суда Российской Федерации. Наиболее значи-мым для нас является Постановление Конституционного Суда от 2

февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунк-тов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Поста-новлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713".

Поясним, о чем идет речь. П.10 Правил устанавливает пре-дельный срок регистрации по месту пребывания - 6 месяцев; а пунк-ты 12 и 21 устанавливают основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства соответственно, причем эти осно-вания противоречат Закону.

В результате рассмотрения дела о конституционности указанных пунктов Конституционный Суд Российской Федерации постановил приз-нать пункты 10, 12, 21 Правил не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).

Очень важным является также то обстоятельство, что, согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", признание пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительст-ва в пределах Российской Федерации не соответствующими Конститу-ции Российской Федерации является основанием отмены в установлен-ном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Поло-жения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с настоящим Постановлением. А так как московские Правила регистра-ции содержали нормы, аналогичные указанным пунктам, то возникла необходимость в их изменении.

Однако желая сохранить разрешительный порядок передвижений населения, московские власти 30 марта 1999 г. издали новые правила регистрации, в которых по сути сохранены и уточнены все ранее существующие и введены некоторые новые ограничения, не позволяющие гражданам самостоятельно, без предварительного согласования с муниципальными структурами, избирать место и срок проживания. Эти нормативные акты - Пос-тановление Правительства Москвы и Правительства Московской облас-ти от 30 марта 1999 г. N 241-28 "Об утверждении Правил регистра-ции и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного уче-та по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московс-кой области" и разработанная на их основе ГУВД г. Москвы инструкция "О применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области" - в настоящее время являются основными документами, ко-торыми руководствуются органы внутренних дел при осуществлении регистрации.

Изменения претерпела форма норма-тивных актов, суть же их осталась прежней. И хотя формально Пра-вила 1999 г. даже не содержат такого понятия как "отказ в регист-рации", вместо этого используется формулировка "отказ в приеме документов на регистрацию по месту пребывания и по месту житель-ства", новые Правила по-прежнему допускают возможность отказа в регистрации по основаниям, в Законе не указанным.

Таким образом, указанные нормативные акты ограничивают право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, а следовательно являются неконституционными и не под-лежат применению. Именно по этому основанию возможно обжаловать отказ в приеме документов на регистрацию, а фактически отказ в регистрации (этому будет посвящена отдельная глава).

Тем не менее, в случае обращения за регистрацией, Вам так или иначе придется столкнуться с требованиями, содержащимися в вышеназванных документах, а потому знать их нужно, и мы постара-емся, во-первых, ознакомить Вас с ними, а во-вторых, подсказать, как необходимо действовать, чтобы защитить свои права.

Обращение за регистрацией

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей регистрации по месту пребывания и месту жительства, рассмотрим общие положения.

Органами регистрационного учета в Москве и Московской области являются подразделения паспортно-визовой службы в системе ор-ганов внутренних дел, так называемые паспортные столы. Несмотря на то, что, согласно Постановлению КС РФ от 02.02.98 г., органы регистрационного учета не вправе решать, регистрировать гражданина или нет, именно здесь принимается решение о регистрации по месту пребывания и месту жительства или об отказе в регистрации.

Непосредственно задействованными в процессе получения ре-гистрации являются также должностные лица, ответственные за ре-гистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства. Ими мо-гут быть должностные лица государственных и муниципальных предп-риятий и учреждений, имеющих жилищный фонд, паспортисты жилищ-но-эксплуатационных организаций (ЖЭО) государственного и муници-пального жилищного фонда, жилищно-строительных и жилищных коопе-ративов, администрация гостиниц, кемпингов, туристских баз, сана-ториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения. Вероятнее всего Вам придется общаться именно с паспортистом ЖЭО, поэтому в дальнейшем перечислять всех должностных лиц мы не будем.

Общая схема осуществления регистрации

Согласно нормам закона, регистрация должна осуществляться по следующей схеме:

1) Вы обращаетесь в ЖЭО с заявлением о регистрации. Помимо заявления необходимо представить документ, удостоверяющий лич-ность, и документ, являющийся основанием для вселения в жилое по-мещение (ордер, договор, заявление лица, предоставляющего жилую площадь, иной документ). Документами, удостоверяющими личность гражданина являются:

- паспорт;

- свидетельство о рождении - для граждан, не достигших 14-летнего возраста;

- заграничный паспорт - для граждан, постоянно проживающих за границей и временно находящихся на территории России;

- удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

- военный билет - для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих службу по призыву или по контракту;

- справка об освобождении из мест лишения свободы - для граждан, освободившихся из мест лишения свободы;

- иной документ, удостоверяющий личность, выдаваемый гражда-нам органами внутренних дел;

2) паспортист ЖЭО в трехдневный срок оформляет заявление о регистрации установленной формы (форма N 1 или N 6), подбирает все требуемые документы и направляет все это в паспортный стол ОВД;

3) должностное лицо паспортного стола в течение трех дней либо выносит решение о регистрации Вас по месту пребывания или месту жительства либо отказывает в принятии документов на регист-рацию. Основанием для отказа являются ненадлежащее оформление должностными лицами, ответственными за регистрацию по месту жительства, заявлений формы N 1 или N 6 либо отсутствие всех необходимых документов. Об отказе в приеме документов выдается письменное уведомление, а должностным лицам, ответственным за регистрацию, разъясняется, ка-кие документы необходимо представить дополнительно.

Следует отметить, что положения Правил регистрации и Инс-трукции формально соответствуют изложенному порядку, определенные расхождения имеются лишь в отношении документов, которые должны быть представлены на регистрацию (так, например, согласно Прави-лам, в случае оформления регистрации места пребывания на госу-дарственной или муниципальной жилой площади необходимо письменное согласие наймодателя). Однако именно эти "дополнительные" требо-вания позволяют органам внутренних дел отказывать в регистрации гражданам по основаниям, в законе не предусмотренным.

За регистрацию по месту жительства через отделение Сбербанка уплачивается государственная пошлина, квитанция об уплате предс-тавляется в паспортный стол.

Если Вы обязаны состоять на воинском учете, то помните, что Ваша регистрация по месту пребывания и месту жительства возможна лишь после постановки на воинский учет, за исключением оформления регистрации по месту пребывания на срок не свыше трех месяцев.

Сразу следует иметь в виду, что на практике обращаться в паспортный стол гражданину чаще всего приходится самому. Поэтому на первом этапе Ваша задача - обратиться к паспортисту ЖЭО, который обязан выдать Вам бланк заявления установленного образца, согласно п.16 Федеральных Правил, помочь его заполнить, а также сделать выписки из лицевого счета и оформить документы, необходи-мые в конкретной ситуации.

Итак, когда все документы собраны, паспортист, а скорее всего, Вы лич-но, представляете их в паспортный стол. В любом случае Вам сооб-щается, когда и где Вы можете узнать решение органа регистрацион-ного учета. Как правило, ответ сообщается гражданину в ЖЭО.

Отказ в принятии документов на регистрацию может быть обжа-лован, о чем будет сказано ниже, а теперь мы подробнее остановим-ся на требованиях, предъявляемых к оформлению регистрации по мес-ту пребывания или по месту жительства.

Регистрация граждан по месту пребывания

Обращаясь за регистрацией по месту пребывания, Вам нужно пом-нить следующие основные моменты, которые являются общими для всех случаев, а именно:

а) оформление регистрации граждан по месту пребывания осу-ществляется только в жилые помещения;

б) жилое помещение может быть любой формы собственности. Несмотря на то, что Законом и Федеральными правилами не предусмотрены какие либо особенности регистрации, связанные с формой собственности жилых помещений, инструкция выделяет четыре группы жилых помещений, регистрация в которые имеет свои особенности: государственная или муниципальная жилая площадь, жилая площадь, принадлежащая гражданам на праве частной собственности, жилая площадь, выделенная под служебные цели, общежития;

в) регистрация по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства;

г) обязательным документом, необходимым для регистрации яв-ляется заявление формы N 1, оформленное жилищной организацией.

Закон не устанавливает иных ограничений, однако Правила содержат дополнительные требования, предъявляемые при регистрации, а именно:

д) размер жилой площади с учетом регистрируемого должен со-ответствовать санитарной норме проживания в общежитии - 6 кв. м.

Санитарная норма не учитывается:

- при регистрации по месту пребывания на срок до полутора месяцев,

- при регистрации по месту пребывания граждан, прибывающих на жилую площадь, предоставляемую им для проживания близкими родственниками. Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг;

е) срок временной регистрации не может превышать 5 лет, а в общежитиях - 6 месяцев.

Эти требования противоречат закону.

Оформление регистрации места пребывания на государственной или муниципальной жилой площади, а также на жилой площади, выделенной под служебные цели

В случае регистрации близких родственников, в паспортный стол должны быть представлены:

- заверенное заявление нанимателя и проживающих совместно с ним членов семьи о регистрации родственников; (Обычно заявление заверяется ЖЭО, но в случае отказа, например под предлогом неуплаты квартплаты, это можно сделать у нотариуса. Не исключено однако, что паспортный стол откажется принимать такое заявление. Этот отказ может быть оспорен в суде.)

- письменное согласие наймодателя (наймодателем в Москве выступает Дирекция единого заказчика - ДЕЗ), за исключением ре-гистрации супругов, несовершеннолетних детей и престарелых родителей.

- Заключения договора поднайма жилого помещения не требуется.

В случае регистрации по месту пребывания других лиц требуется представить:

- заявление нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, по общему согласию зарегистрировать в жилом помещении вре-менного жильца;- письменное разрешение наймодателя на регистрацию.

Требование разрешения наймодателя грубейшим образом противоречит не только Закону о праве граждан на передвижение, но и части 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах Федеральной жилищной политики" и части 1 ст. 54 Жилищного Кодекса РСФСР, согласно которой наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение как близких родственников, так и иных лиц без всяких дополнительных разрешений, но с согласия всех членов своей семьи.

В нарушение Постановления КС РФ от 02.02.98 г. московские правила допускают оформление регистрации в этом случае на срок до 6 месяцев, договор найма жилого помещения не заключается.

Согласно московским Правилам, вселение других лиц на срок свыше шести месяцев возможно лишь при условии заключения договора поднайма жилого помещения, по которому наниматель и члены его семьи с согласия наймодателя возмездно передают на срок до 5 лет часть (изолированное помещение) или все нанятое ими помещение в пользование поднанимателю. В этом случае орган регистрационного учета, в нарушение Конституции РФ, Закона, Постановления КС и Федеральных Правил, требует предоставления договора.

В случае оформления регистрации места пребывания на жилой площади, выделенной под служебные цели, наймодателем, чье согла-сие от Вас потребуют, будет являться организация, в собственности или оперативном управлении которой находится жилая площадь.

В данном случае противоречат Закону требования об обязатель-ном получении согласия наймодателя на регистрацию и о необходи-мости заключать договор поднайма жилого помещения в случае ре-гистрации на срок свыше 6 месяцев. Отказ в регистрации по этим основаниям может быть обжалован в суд.

Оформление регистрации места пребывания на жилой площади, принадлежащей гражданам на праве частной собственности

Регистрация по месту пребывания близких родственников осу-ществляется при предоставлении собственником и проживающими сов-местно с ним членами семьи письменного заявления по форме N 1.

Заключения договора найма (поднайма) не требуется.

Регистрация по месту пребывания других лиц на жилой площа-ди, принадлежащей гражданам или юридическим лицам на праве собс-твенности, осуществляется на основании договора коммерческого найма жилого помещения или договора аренды в изолированные жилые помещения. В этом случае договор коммерческого найма жилого поме-щения или договор аренды должен быть представлен в паспортный стол.

Это требование, как и любое принуждение гражданина вступить в какие бы то ни было договорные отношения с другим гражданином, незаконны.

Оформление регистрации места пребывания в общежитиях

Регистрация по месту пребывания в семейные общежития осуществляется в порядке, определенном для помещений муниципального жилищного фонда.

Регистрация в общежитиях для одиноких граждан допускается при выделении администрацией отдельных помещений для размещения приезжих.



[an error occurred while processing this directive]



 © АНО "Дороги Свободы"

Содержание НЕЛЕГАЛЫ МОСКВЫ НЕЛЕГАЛЫ МОСКВЫ